Вузам зачли чужих экзаменаторов

Дата: 
19.02.2015

Комментарий председателя Ассоциации негосударственных вузов России, ректора РосНОУ Владимира Зернова газете «Коммерсантъ» №27 от 17.02.2015.


Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ

Рособрнадзор подвел итоги январского эксперимента, в ходе которого экзамены зимней сессии у студентов принимали не обучавшие их преподаватели, а коллеги из других вузов.
В ведомстве пришли к выводу, что такая система оценки знаний объективнее традиционной. Следующий этап эксперимента пройдет летом, после чего Рособрнадзор
рассмотрит вопрос о распространении опыта на все высшие учебные заведения.

Экзамены по новой схеме сдавали несколько сотен студентов МГЮА имени Кутафина, МФТИ, МГПУ, Казанского технического университета, Чеченского госуниверситета и РосНОУ. «Мы постарались проверить весь спектр учебных заведений: гуманитарные и технические вузы, столичные и региональные, государственные и частные», — рассказал «Ъ» глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Чиновники выбрали группы студентов первых и вторых курсов с похожими учебными планами, после чего вузы на время сессии обменялись преподавателями. При этом лекторы, которые в течение семестра вели учебные занятия, не имели права даже присутствовать в аудиториях.

Экзамены, как и ЕГЭ, сдавали под присмотром видеокамер и онлайн-наблюдателей. После выставления оценки все письменные работы переслали в Рособрнадзор, где их перепроверяли аттестованные эксперты. Перепроверка показала, что в 90% случаев эксперты согласились с оценкой, выставленной сторонним преподавателем. «В следующую сессию эксперты проверят уже оценки, которые выставляют студентам преподававшие у них профессора, — пообещал господин Кравцов. — Но уже сейчас видно, что независимая система позволяет адекватно оценить знания студентов: 90% совпало с эталоном — это потрясающий результат».

«Работу слесаря оценивает заказчик, работу журналиста — читатель, — говорит господин Кравцов. — И только в образовании сложилась странная ситуация, когда преподаватель учит студента, а потом на экзамене сам оценивает, насколько хорошо его подготовил в течение семестра». При этом Сергей Кравцов подчеркивает, что независимая оценка прежде всего подходит для первых-вторых курсов, когда студенты получают базовые знания: «Проблема нашего высшего образования в том, что студенты плохо учат основы, но им все равно ставят какие-то оценки, они переходят на старшие курсы, где уже совсем ничего не понимают. В результате работодателю приходится переучивать молодых специалистов». По словам господина Кравцова, в ведомстве согласны с тем, чтобы «авторские предметы и специализацию третьих-пятых курсов оценивали те, кто их читает».

Следующий этап эксперимента пройдет летом. В Рособрнадзоре уточнили, что заявку на участие подали еще 22 вуза и прием пока не закрыт. «Переход на независимую систему всех российских вузов позволит в короткие сроки поднять качество нашего высшего образования, что особенно важно в текущей ситуации, когда нам надо опираться на свои силы», — подчеркнул глава ведомства.

«Мы рассчитываем, что такая система станет обязательной как можно скорее, — заявил «Ъ» ректор РосНОУ, глава Ассоциации негосударственных вузов РФ Владимир Зернов. — Студенты понимают, что нужно учиться, а не надеяться на хорошие отношения с преподавателем. А профессора знают, что их работу проверят коллеги из других вузов, фактически это и им оценку выставят».

Александр Черных

Коммерсант.ru: http://www.kommersant.ru/doc/2669344

Рубрика РосНОУ в СМИ на официальном сайте >>>