Владимир Зернов: «По наукометрическим показателям негосударственные вузы не уступают государственным»

Дата: 
12.04.2017

12 апреля 2017 года в Международном университете в Москве (МУМ) прошёл круглый стол «Стратегия 2035 и развитие высшего образования: тенденции, инновации, технологии». Основными темами мероприятия стали глобальные тренды развития высшего образования, качество человеческого капитала и формирование конкурентной среды в образовании. Одним из ключевых выступлений стала речь Владимира Алексеевича Зернова, ректора Российского нового университета (РосНОУ). Приводим некоторые тезисы его выступления:

— При постиндустриальной экономике во главе угла стоят прорывные технологии и генерация знаний. На рынке образования сложилась активная конкурентная среда, и нам нужно правильно это использовать. И в нашей стране, и в мире в целом есть проблемы, однако решают их по-разному: за рубежом давно приняты чёткие и ясные программы развития вузов вне зависимости от формы учредительства, а у нас же поддержка в первую очередь оказывается вузам государственным. Хотя если брать наукометрические показатели, негосударственный сектор ничуть не уступает государственному.

Во время форума ректоров вузов России и Ирана, который проходил в Тегеране, нам показали негосударственный вуз, у которого были сотни гектаров земли. Мы спросили: как же вы существуете, сколько же налогов нужно заплатить? Оказалось, в Иране от уплаты налога на землю освобождены все университеты, колледжи и школы, а не только государственные, как в России. Наше налогообложение — удавка на шее частного сектора образования, в таких условиях здоровая конкуренция, а также государственно-частное партнёрство невозможны в принципе.

Назначение негосударственного сектора — создание реальной конкурентной среды, что повысит качество отечественного образования и поспособствует более рациональному использованию ресурсов. Мы ставим задачу выйти в мировые рейтинги, но требуем от вузов совершенно другого — освоения ресурсов. Критерии оценки деятельности вуза в нашей стране существенно отличаются от принятых в мире. Государство, к сожалению, оказывает поддержку, исходя из формы учредительства, а не по результату. Вот и получается, что Россия — единственная страна в мире, ни один из национальных исследовательских университетов которой не входит в Шанхайский рейтинг.

Мы приходим к концепции предпринимательского университета. Понятен критерий его функционирования: должен быть доход от интеллектуальной собственности.

Однако наш налоговый кодекс ограничивает десятью процентами любой доход вуза, не связанный с образовательной деятельностью. У вузов просто нет мотивации внедрять инновации. РосНОУ производит самые чистые углеродные нанотрубки в Евразии, но не может их продавать. Чем больше мы работаем, тем сильнее нам бьют по рукам!

Уровень развития образования во многом определяет конкурентоспособность экономики страны. Полёт первого человека в космос, который мы сегодня, в День космонавтики, отмечаем, — это высшая точка именно советской системы образования. И это историческое событие состоялось, хотя мы располагали несравненно меньшими финансовыми средствами, чем США. Просто Советский Союз обладал третьей частью всех критических технологий мира.

Недавно к нам в РосНОУ приезжала большая делегация Союза ректоров Японии, и мы были шокированы: многие руководители японских вузов старшего поколения неплохо владеют русским языком. В Японии понимали, что без знания русского языка невозможно находиться на передовой научно-технического прогресса, а японские библиотеки и по сей день выписывают русские журналы.